Всего несколько лет назад о китайских смартфонах ходили анекдоты, в которых остряки разбивали в пух и прах особенности печально известного китайского качества. Теперь времена изменились: сделанное в Китае завоевывает рынок, конкурируя в качестве с южнокорейскими и американскими производителями. А эксперты отмечают, что у китайских изготовителей электроники блестящие перспективы.
“Это серьезная угроза большим брендам, давно присутствующим на рынке”,— отмечает обозреватель журнала The Time Кевин Кэллэхер.
В настоящее время доля китайских продуктов на украинском рынке уже превышает 40 %. Мировой тренд еще более показателен: по данным аналитической компании Gartner, которая занимается исследованиями в сфере информационных технологий, по итогам 2015 года три китайских производителя — Huawei, Lenovo и Xiaomi — в сумме уже обошли по продажам американскую технологическую компанию Apple.
Только лишь Huawei, которую еще пару лет назад никто не воспринимал как серьезного игрока, в прошлом году продала в мире всего вдвое меньше смартфонов, чем знаменитая “яблочная” компания. Согласно данным Gartner, по итогам 2015 года 22,5 % рынка было за смартфонами производства Samsung, почти 16 % — Apple и 7,3 % — Huawei, что составляет 104 млн проданных телефонов. Годом ранее этот китайский производитель продал 68 млн смартфонов.
О представленных на недавнем мобильном конгрессе в Барселоне китайских новинках говорили отнюдь не меньше, чем о привычных обновлениях флагманов южнокорейских производителей Samsung и LG. Причем новый Xiaomi Mi5 получил весьма благосклонные отзывы в прессе и имеет все шансы стать бестселлером. Пока компания Xiaomi занимает пятую позицию в мировом рейтинге производителей смартфонов, продав 65,6 млн телефонов в прошлом году.
Дешево и сердито
Символом “китайского” движения на современном рынке смартфонов стала компания Xiaomi. Путь, а точнее взлет Xiaomi на вершину мирового рынка занял всего четыре года. Компания поначалу занималась разработкой оболочки для Android, которая называлась MIUI и быстро стала популярной среди продвинутых пользователей.
Однако планы компании, основанной миллиардером Лэй Цзюнем, были более масштабными.
В первые годы смартфоны Xiaomi были малоизвестны за пределами Китая, и это было частью плана Цзюня. Откровенно подражая Apple, компания, по сути, предлагала нечто подобное iPhone — только на платформе Android. Вдобавок Цзюнь обкатывал на китайском рынке маркетинговую стратегию, в которой использовал идеи основателя Apple Стива Джобса.
Xiaomi заранее объявляла характеристики нового устройства, а затем определяла дату старта продаж через свой онлайн-магазин. В розницу смартфоны поступали позже и по более высокой цене. В итоге запуск продаж создавал неслыханный ажиотаж. Так, в 2014 году интернет-пользователи купили 25 тыс. экземпляров флагманского смарфтона Mi4 всего за 15 секунд после старта продаж на сайте компании.
Это стало поворотным моментом. Истерия вокруг бренда начала просачиваться на Запад. Как и задумывал Цзюнь, американские и европейские потребители услышали о Xiaomi не как о каком‑то китайском бренде, которому надо что‑то доказывать, а как о настоящем феномене, “китайском Apple”, за продукцией которого выстраиваются очереди, подобные тем, что стоят на 5‑й авеню в Нью-Йорке за новеньким iPhone.
“8‑ядерный процессор Qualcomm, 5‑дюймовый экран Sharp, 13‑мегапиксельная камера Sony… Вы думаете, речь о новом флагмане Samsung или Apple? Нет, это Xiaomi”,— восторженно писал о китайской новинке обозреватель авторитетного американского журнала Business Insider Кеннет Чу.
И стоить это заманчивое предложение будет лишь малую часть от той суммы, которую нужно выложить за новейший iPhone, отмечал Чу. Намекая на излишнюю жадность авторитетных брендов, он так формулировал рецепт успеха Xiaomi: “Смартфон, который стоит $300, действительно должен продаваться за $300”.
По мнению Алексея Серебрякова, владельца одного из киевских интернет-магазинов, торгующих китайскими смартфонами, именно Xiaomi Mi4 стал моментом истины в борьбе за украинского потребителя. Экономический кризис серьезно снизил покупательную способность большинства украинцев, но от смартфонов отказаться в современном мире уже невозможно.
Первые продавцы, возившие китайские смартфоны нелегально, не имели бюджета на продвижение продукции. Однако, как говорят специалисты, “она стала продавать себя сама”.
“Люди привыкли к производительным трубкам, а тут такие цены сумасшедшие — HTC One M9 или Samsung Galaxy S6 стоили по 769 $.,— вспоминает Серебряков.— И вот появляются Xiaomi Mi4 и Meizu MX4, которые предлагают почти то же самое, но стоят по 8–9 тыс. грн”.
Основным достижением новых китайских производителей стало формирование армии фанатов, которые ценят бренд прежде всего за инновационность и желание делать технологии доступными массовому пользователю, считают отечественные эксперты, в числе которых Виктор Шолошенко, директор по маркетингу украинской сети гаджетов и аксессуаров Цитрус. По его мнению, невысокая цена гаджета играет в случае с китайскими смартфонами не главную роль: “Ведь всегда есть кто‑то, кто может сделать смартфон дешевле”.
Тенденция оказалась долгосрочной. Если в 2014 году доля китайских смартфонов на украинском рынке составляла около 30 %, то по итогам 2015-го она превысила 40 %, констатирует Шолошенко.
Также эксперты прогнозируют, что “китайская доля” на украинском рынке будет только увеличиваться. “Многие звонят, спрашивают, когда в продажу поступит Xiaomi Mi5, про который так много пишут в интернете”,— рассказывает Серебряков.
Xiaomi Mi5, представленный на выставке в Барселоне в феврале нынешнего года,— это тончайший (7,1 мм) смартфон с 5,15‑дюймовым экраном, который построен на той же платформе, что и новейшие флагманы Samsung и LG. При этом тесты производительности показывают преимущество китайского смартфона. Еще больше впечатляет разница в цене.
Так, компания Xiaomi обещает, что цены на новинку стартуют от $300, а самая “нафаршированная” версия (со 128 Гб встроенной памяти и керамическим напылением на задней крышке) обойдется в $450. Что ощутимо ниже, чем стоимость Samsung Galaxy S7или iPhone 6s.
“С таким ценником и такими характеристиками смартфону остается сделать только одно — попасть на прилавки магазинов по всему миру”,— предрекает успех новинки Влад Савов, обозреватель The Verge, авторитетного американского издания о компьютерной технике, гаджетах и стиле жизни.
Впрочем, в абсолютно светлом будущем китайских производителей на рынке смартфонов убеждены не все. “Если раньше рынок смартфонов быстро рос, то сегодня рост замедлился, и производители стараются работать не на долю, а на прибыль”,— констатирует главный редактор профильного портала ITC Тарас Мищенко.
По его словам, признанные игроки рынка, например Samsung, представляют собой бренды с большой добавочной стоимостью. “Они продают не только смартфоны, но и свое имя,— поясняет Мищенко.— Китайским производителям в этом плане пока предложить особо нечего”.
Крупные китайцы
Не только Xiaomi отчаянно сражается с признанными лидерами рынка смартфонов. Свой вклад в “китайский феномен” внесли и другие производители из Поднебесной. И у некоторых дела идут еще лучше.
Компания Лэй Цзюня, к примеру, не справилась с озвученной на 2015 год задачей продать более 80 млн смартфонов. По итогам года продажи составили чуть менее 70 млн единиц. А вот главному конкуренту Xiaomi как в самом Китае, так и на мировом рынке — компании Huawei — покорилась внушительная цифра 100 млн. В отличие от Xiaomi, этот производитель не свалился из ниоткуда на головы ничего не подозревающих пользователей Samsung, Sony и HTC.
Huawei — один из старейших китайских брендов в IT-индустрии. Компания была основана в 1987 году, с тех пор является активным игроком на рынке телекоммуникационного оборудования. И даже с 2012 года является крупнейшим в мире производителем в этой области.
А вот вторжение на рынок смартфонов в случае с Huawei было еще более скоропостижным, чем в случае с Xiaomi. Компания долгое время находилась в тени, выпуская смартфоны начального и среднего класса, избегая масштабных рекламных кампаний, а в 2013 году внезапно оказалась третьим в мире производителем смартфонов после Samsung и Apple.
С тех пор Huawei серьезно изменила политику, наращивая мышцы именно в сегменте производительных смартфонов, отмечает обозреватель американского Forbes Ю Вэнг. В особенности успешной, причем не только в Китае, но и за его пределами, стала линейка смартфонов Huawei Ascend.
Еще один разработчик популярных смартфонов, в том числе и в Украине,— компания Meizu. Долгие годы она была известна как производитель неплохих MP3‑плееров, но не более того. Восхождение Meizu началось параллельно с Xiaomi, и, по мнению некоторых экспертов, если бы не успехи Лэй Цзюня в маркетинге, возможно, сегодня западная пресса любила бы бренд Meizu даже больше.
Компания исповедует те же принципы — лучшие характеристики за доступную цену. Но это не все. “Meizu и Xiaomi — прежде всего инженерные компании, которые, подобно Apple, доводят до совершенства взаимодействие железа и софта в своих продуктах”,— рассказывает Шолошенко.
Он вспоминает давний случай, когда смарфтон Meizu PRO 5, оснащенный процессором Samsung, демонстрировал большую производительность, чем флагман Samsung на том же процессоре. Также в смартфонах Meizu модули камер производства Sony работают лучше, чем в смартфонах Sony, подчеркивает Шолошенко.
Пожалуй, от прочих китайских производителей отстает компания Lenovo. Она известна тем, что ее поддерживает китайское правительство и не жалеет средств на масштабные рекламные кампании. Однако в 2015 году именно Lenovo была единственной из китайских компаний, чьи продажи на мировом рынке упали.
Тем не менее, по словам Мищенко, именно Lenovo в долгосрочной перспективе имеет наибольшие шансы стать главным китайцем мирового рынка смартфонов. Важную роль сыграло приобретение легендарного американского бренда Motorola — родоначальника сотовой связи. Именно использование бренда Moto может стать основным козырем Lenovo, считает эксперт.